Зря родители не приходят на собрания в детском саду. Можно узнать много интересного про своего ребенка. Особенно, если собрание было таким, как то, на котором я была последний раз. Проводила его логопед Татьяна Кузьмина, которая занимается с детками из группы, куда ходит моя младшая дочь.



А интересного я узнала много, несмотря на то, что каждый из трех моих детей ходил в логопедические группы. Например, то, что я все свои 40 лет неправильно произношу звук «с». Да, мир фактически рухнул – и язык я не туда делаю, и струю воздуха не так пускаю…

- Татьяна Валерьевна, сколько Вы работаете логопедом?

- 13 лет. С самого первого дня в детском саду №58.

- Говорят, что все дети имеют проблемы с речью. Когда это считается нормой, а когда уже нужно обращаться к логопеду?

- Существует понятие «возрастная норма». Первые звуки должны появиться в определенное время, потом слоги, потом слова. Далее ребенок учится слова складывать в предложения. Все это этапы, присущие своим возрастным рамкам.

Иногда становление речи запаздывает. На это могут влиять разные причины. Чаще всего проблемы неврологического характера.

- Бывают ли случаи, когда в силу каких-либо причин, помощь логопеда оказывается бесполезной: ребенок так и не научился чисто и правильно говорить?

- Для каждого ребенка период становления речи индивидуален. Кто-то быстро учится, кто-то медленно. Если долго и упорно работать – чистые звуки все равно появятся.

- Однако вокруг нас много взрослых людей, которые имеют проблемы с речью.

- Значит этим людям не встретился хороший и грамотный логопед в свое время. Но, даже взрослому человеку никогда не поздно поработать над своей речью. Единственное, что процесс автоматизации (введение чистого звукопроизношения в жизненную речь) будет весьма затруднительным, в силу уже сложившихся устоев речи. Тут огромную роль будет играть самодисциплина.

С детьми автоматизация проходит намного легче: по времени они еще мало говорят неправильно, у них еще не сложилась своя привычка в произношении, в работе артикуляционного аппарата.

- Что может влиять на речь, кроме проблем неврологического характера?

- Бывают проблемы с подъязычной связкой. Когда она короткая, ребенок не может хорошо управлять зыком. Раньше этот дефект устраняли еще в роддоме при помощи подрезания. Сегодня некоторые логопеды придерживаются мнения, что эту связку нужно растягивать. Но, по своему опыту я могу сказать, что растяжение не всегда возможно: слишком это длительным, трудоемкий, не всегда под силу ребенку процесс. Я за подрезание в раннем возрасте. Это максимально эффективно и не так уж болезненно, как думают многие родители.

- В каком возрасте родителям пора задумываться, при наличии проблем с речью у ребенка, что пора обращаться к логопеду?

- Если ребенок в три года говорит всего пять слов – значит уже пора. Если в этом возрасте присутствует речь, но «хромают» некоторые звуки – это все же норма для этого возраста.

В норме шипящие появляются к 4 годам. Звук «л» к 5 годам. Звук «р» - самый сложный и самый поздний. Нормой считается его отсутствие вплоть до 5-6 лет. Чаще всего его отсутствие обусловлено незрелостью артикуляционного аппарата. Так вот, если все эти звуки не появились в возрасте 5-6 лет – тогда точно пора к логопеду.

- Наши дети будут заниматься с Вами на протяжении 2-3 лет. Они пойдут в школу уже чисто говорящими?

- Очень на это надеюсь, но скорее всего говорить чисто и правильно будут не все. В зависимости от особенностей ребенка, от особенностей речевого заключения (диагноза) требуется определенный срок работы с логопедом. Если это диагноз второго уровня, то нужно, как минимум, 4 года упорных занятий с логопедом. В саду мы не успеем поставить все звуки, а школа не дает ребенку возможностей занятий с логопедом в рамках образовательной программы. Дальше на все воля и желание родителей: чаще всего они будут прибегать к частным занятиям со специалистом.

Некоторые родители стараются «форсировать» события, и отправляют детей-логопадов в школу с 6 лет. Потерян целый год занятий по становлению речи для ребенка. Зачем так спешить? Неправильная речь во взрослой жизни может стать причинной целого букета комплексов у человека, негативно влияя на его социализацию.

Сроки коррекции речи всегда нужно выдерживать. Иначе получается так: звуки мы в саду поставили ребенку, а в речь их не ввели. Тогда этим либо заниматься родителям, либо все наши труды пойдут насмарку.

- Если родители видят, что до чистой речи ребенку очень далеко, а ему уже 7 лет. Есть ли возможность остаться в детском саду еще на один год? Пойти в школу в возрасте 8 лет?

- Да, такие случаи у нас были. Если такое заключение дает комиссия по ТПМПК, то ребенок остается в детском саду еще на один год.

Но, даже при таком раскладе нельзя недооценивать вклад родителей в развитие и становление речи у детей. Мамы и папы – это самые главные помощники логопедов. Родители для детей до 6-7 лет – самые главные в жизни человечки. Если малыши видят, что мама и папа заинтересованные в том, чтобы он говорил правильно и хорошо, ребенок будет стараться изо всех сил.

У родителей больше времени заниматься с детьми. У них больше шансов на успешную автоматизацию (закрепление) звуков в речи. Господи: да перед сном раз по 5-6 чистоговорки повторили – все, у ребенка в голове отложилось, как правильно говорить. А во сне отложенное закрепилось.

Есть такой термин «кабинетная речь». Это когда ребенок в кабинете у логопеда говорит все правильно, чисто. А вышел, и все – все звуки потерялись. Снова в словах одна «каша». Поэтому родители должны следить за тем, как ребенок говорит в быту.

- Я знаю, что логопеды рекомендуют развивать мелкую моторику. При чем тут пальцы, если «язык деревянный»?

- Ну что Вы, уже давно доказано, что центр речи и центр, отвечающий за мелкую моторику, настолько переплелись в нашем мозге, что развитие одного невозможно, без развития другого. Подобный симбиоз упражнений называется биоэнергопластика. Это очень важный процесс именно при постановке звуков.

К тому же все логопеды знают, что проблемы с речью всегда находятся куда глубже, чем простое «наш ребенок не выговаривает всего одну букву». Это лишь видимая часть айсберга. Чаще всего основные проблемы «скрыты под водой». И примерно в 90% случаях на неправильное произношение влияет скудный словарный запас ребенка. А откуда ему сейчас быть богатым, если детям не читают?

Восприятие слова при чтении, и при просмотре гаджетов (на слух) очень отличаются. Да, есть дети визуалы. Они воспринимают информацию глазами лучше. Есть аудиты (они лучше «слышат»). А есть те, которым нужно все потрогать, пощупать. Так вот, при логопедических занятиях мы объединяем все способы восприятия информации. Это позволяет добиться максимум эффективности в постановке правильной речи у детей.

- То есть логопед ребенку нужен обязательно?

- Если есть проблемы с речью – не стоит пренебрегать рекомендациями логопеда. Наша речь – это основа общения в социуме. Нужно приложить все усилия, чтобы это общение было без изъянов, удобным и комфортным как для самого ребенка, так и для окружающих.

- А что делать мне с моей неправильной буквой «с»?

- Ничего. Вы уже приспособили свой артикуляционный аппарат к чистому произношению этого звука. Для вас – это разновидность нормы, так как чистота произношения не страдает от того, что Вы несколько иначе его произносите.

Оцените материал
(8 голосов)
Прочитано 1053 раз

Комментарии (0)

Оценка 0 из 5 основанная на 0 голосах
Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
0 Значки
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

О нас

Городские новости
СМИ «Новости Киселёвска»
Контакты:
Адрес:ул.Дружбы,3 652702 Киселёвск,
Кемеровская область, Россия
Телефон редакции:+7 908 952-23-90,
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 71936 от 13.12.2017
Учредитель и гл. редактор : Зубкова Н.А.
При Использование авторских материалов активная и открытая гиперссылка на сайт «Новости Киселёвска» обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии с ненормативной лексикой подлежат удалению.

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Пётр добавлен комментарий в Киселевск: свести с ума интернет мошенника
стараюсь на виолити в последнее время покупать, там пр
Анатолий Николаевич Ефремов добавлен комментарий в Тугайский лог: чем дышит киселевский Красный Камень
...выходи оттудова..(.????)

Мы в Соцсетях

Вверх

СМИ «Новости Киселёвска»

Контакты:
Адрес:ул.Дружбы,3 652702 Киселёвск,
Кемеровская область, Россия
Телефон редакции:+7 908 952-23-90,
Электронная почта: kiselevsknews.ru@mail.ru

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 71936 от 13.12.2017
Учредитель и гл. редактор: Зубкова Н.А.
При Использование авторских материалов активная и открытая гиперссылка на сайт «Новости Киселёвска» обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей. Комментарии с ненормативной лексикой подлежат удалению.

18+
Яндекс.Метрика