Технологии — не самоцель

Технологии — не самоцель

Поколение Z учится по-новому

Пандемия COVID-19, ставшая причиной настоящего взрыва индустрии удаленного обучения, даже после своего завершения продолжит оказывать влияние на систему образования во всем мире. К таким выводам на прошлой неделе пришли американские социологи и эксперты в области образования. При этом многие специалисты отмечают, что внешнее воздействие пандемии на систему обучения совпало c тем, что новое поколение Z по-другому воспринимает как саму систему обучения, так и необходимые для него технологии.

Мир не будет прежним

Пандемия COVID-19, скорее всего, станет первым значительным событием глобального характера, которое повлияет на жизнь молодого поколения Z (годы рождения 1997–2011). К таким выводам на прошлой неделе пришли исследователи Университета штата Виргиния. По словам профессора социологии Терезы Салливан, такое же влияние на предыдущее поколение оказал мировой финансовый кризис 2007–2009 годов.

Если тогда финансовый кризис привел к потере работы многих людей, что сказалось на их образе жизни, то сейчас пандемия не только вызвала рост безработицы, но и нарушила привычный порядок обучения нового поколения. «Рецессия очень плохо отразилась на работавших взрослых, многие из которых потеряли работу,— отмечает профессор Салливан.— Но тогда процесс обучения детей не был нарушен, а это один из ключевых моментов повседневной жизни. Сейчас же все по-другому».

По данным Министерства образования США, всего за 16 месяцев подавляющее большинство школ практически полностью перешли с традиционных форм обучения на удаленное и виртуальное. Даже в мае 2021 года в 4–8 классах американских школ 24% все еще учились полностью удаленно, 24% — по смешанной системе, а 52% — начали снова ходить на занятия.

Ученые отмечают, что массовый переход на дистанционное обучение, вызванный внешним фактором — пандемией COVID-19, окажет влияние на психологию молодого поколения.

«В скором времени мы увидим образовавшийся разрыв в навыках социального и эмоционального общения,— считает профессор социологии и психологии Университета Виргинии Сара Римм-Кауфман.— Им не хватает опыта и навыков в эмоциональном общении и взаимодействии, которые были бы получены в ходе нормального процесса обучения».

Флешка на шее vs файлы в кучу

Воздействие внешнего фактора, то есть пандемии COVID-19 наложилось на внутренние качественные отличия поколения Z от предыдущих поколений — в потребительском поведении, мировоззрении, восприятии технологий и т. д. Особенности потребительского поведения поколения Z специалисты начали анализировать еще несколько лет назад. Уже сейчас исследователи выделяют три важных момента, призывая производителей обращать на них внимание:

  • поколение Z воспринимает потребление в большей степени как возможность доступа к товарам или услугам, а не как владение ими.
  • потребление для них является выражением их индивидуальной идентичности.
  • потребление должно соответствовать их этическим нормам, как «искателей правды».

Что же касается восприятия технологий, то эксперты компании Acer отмечают, что «поколение Z отличается от предыдущего поколения миллениалов тем, что они были окружены технологиями с самого рождения (из-за чего их уже окрестили «цифровыми аборигенами», digital natives.— «Ъ»), тогда как большинство миллениалов хотя и дружат с технологиями, но в свое время им пришлось учиться, чтобы их освоить. И если для миллениалов технологии можно описать как «новые впечатляющие возможности», то для поколения Z это уже не ново и не впечатляюще — это просто обыденность».

Читать также:  Адресная недостаточность

Именно поэтому поколению Z не нужно знать, как работает компьютер, подобно тому, как их родителям не нужно знать, из чего состоит асфальт или как часто нужно перекладывать в городе плитку, чтобы ездить на машине или ходить по тротуару.

Неудивительно, что ситуация, при которой новые технологии появляются быстрее, чем меняются поколения, подчас приводит к курьезным явлениям. Например, когда в массовой продаже в 2000-х годах только начали появляться компактные USB flash-накопители, многие пользователи носили их на шее как модный аксессуар.

В свою очередь, представители старшего поколения, заставшие первые компьютеры, сейчас удивляются тому, как некоторые представители поколения Z не умеют или не любят пользоваться системой каталогизации файлов. «В какой-то момент я заметил, что мои студенты сохраняют на своих рабочих компьютерах тысячи файлов без какой-либо их организации,— цитирует издание The Verge Питера Плавчана, профессора физики и астрономии в Университете Джорджа Мейсона (штат Виргиния, США).— Если я просто одержим организацией файлов, то для них вообще не проблема держать 1000 файлов в одной папке. И я думаю, что здесь есть фундаментальная разница в том, как мы храним файлы и воспринимаем информацию».

Впрочем, по мнению профессора, в таких различиях нет чего-то странного и необычного.

«Когда я был студентом, уверен, были профессора, которые говорили: «О, боже, я не понимаю, как этот молодой человек может не знать, как припаять чип на материнскую плату». Такие отличия поколенческого характера были всегда»,— полагает преподаватель.

Новые технологии для цифровых аборигенов

Исходя из таких особенностей поведения поколения Z, в том числе применительно к технологиям, эксперты пытаются выработать стратегию, которая бы стала максимально эффективной для обучения молодого поколения и преодоления негативных факторов, вызванных пандемией COVID-19. И ключевым моментом они считают именно технологии.

По данным исследования специализированного издания University Business, 66% опрошенных вузовских преподавателей исследуют возможности применения искусственного интеллекта для анализа поведения студентов с целью персонализации процесса обучения.

Согласно замерам, 44% преподавателей считают важными анализ следующих данных:

  • длительность и тематика просматриваемого видеоконтента,
  • учебные привычки,
  • внеклассная деятельность,
  • другие факторы, которые позволят создавать методику обучения или, например, обучающие видео в зависимости от интересов студентов.

«Возможности, которые предоставляют технологии для персонализации обучения, просто безграничны,— считает редактор University Business Курт Айселе-Дирли.— Наше исследование показало, что вузовские преподаватели видят огромный потенциал в комбинации ИИ и обучающих видео для вывода обучения на новый уровень. Будет очень увлекательно наблюдать за тем, как уже в скором времени колледжи и университеты начнут использовать такие инструменты на практике».

Технологические корпорации уже заметили эту тенденцию. Компания IBM, создавшая ИИ-интерфейс Watson, уже начала интегрировать в него специальные инструменты для применения в области образования — Watson Element и Watson Enlight. Они позволят анализировать собранные данные о студентах и процессе обучения не только для преподавателей и руководителей вузов, но и для самих студентов, чтобы совместно корректировать программу и вносить изменения в методику.

Евгений Хвостик