Консерваторам предложили смартфон свободы
22-летний американец рекламирует гаджет без цензуры
Американский бизнесмен Эрик Финмен недавно представил собственный смартфон Freedom Phone — он позиционирует его как гаджет для консерваторов, который не цензурирует высказывания и не шпионит. Использование дешевых китайских смартфонов, попытки убрать из них все следы Google и, наконец, сотрудничество с более опытным производителем — развитие нового гаджета выглядит несколько неуклюже, однако свидетельствует о все большем распространении альтернативных технологий, которым симпатизируют консерваторы.
Молодой американец стоит на фоне портретов Бенджамина Франклина и Маргарет Тэтчер (и зачеркнутых портретов Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна) и говорит о свободе. Так начинается презентация Freedom Phone («смартфона свободы»), опубликованная 22-летним Эриком Финменом — сам он говорит о себе как о самом молодом биткойновом миллионере.
Господин Финмен рекламирует свой смартфон как гаджет, в котором нет цензуры и который подойдет тем, кто ценит свободу слова. И обещает освободить американцев от владычества технологических гигантов, «которые нарушают неприкосновенность частной жизни и цензурируют ваши высказывания». The New York Times поговорила с господином Финменом и изучила ситуацию вокруг представленного им смартфона — а с ним все не так позитивно, как говорит его создатель.
По его собственным рассказам, Эрик Финмен стал миллионером с помощью инвестиций в биткойны: в 2011 году, когда ему было 11 лет, он купил на подаренную бабушкой $1 тыс. биткойны, а сейчас принадлежащая ему криптовалюта стоит $4,8 млн.
В 12 лет Эрик Финмен стал либертарианцем, он симпатизирует экс-президенту США Дональду Трампу и считает Республиканскую партию в ее нынешнем виде «жалкой», ведь ее руководители много говорят о том, что технологические гиганты занимаются цензурой, но ничего не делают для борьбы с этим.
Господин Финмен решил, что он будет действовать, и в середине июля представил свой смартфон. С тех пор видео его презентации набрало 1,8 млн просмотров, этот гаджет рекламировали многие консервативные блогеры и общественные деятели. Создатель Freedom Phone говорит, что его гаджет «делает все то же, что и ваш нынешний телефон, но не цензурирует вас и не шпионит за вами», и продает свой смартфон по $500.
Однако вскоре в американских СМИ появилась информация о том, что новый гаджет создан на базе дешевого (стоит $100–200) китайского смартфона Umidigi — от мало известного за пределами Китая производителя. Ранее про смартфоны Umidigi сообщалось, что в них используются чипы плохого качества, уязвимые к взломам. Господин Финмен был вынужден признать, что Freedom Phone действительно был создан на базе телефонов Umidigi, но заявил, что тем не менее его смартфон надежнее последней версии iPhone. Однако дальше у бизнесмена начались проблемы с логистикой, доставкой смартфонов и другими практическими задачами.
Кроме того, новый смартфон все равно приходилось создавать на базе гаджетов, использующих ОС Android и другие инструменты Google.
Господин Финмен нанял 15 инженеров, которые должны были удалить из телефонов все следы ПО Google и загрузить в них собственную начинку. Это и собственная операционная система FreedomOS, и различные консервативные приложения и новостные ресурсы, такие как Parler и One America News. Господин Финмен запустил и собственный магазин приложений — конечно, также заявленный как лишенный какой-либо цензуры — под названием PatriApp Store.
В итоге Эрик Финмен решил сотрудничать с существующей уже более десяти лет американской компанией ClearCellular. У нее есть несколько собственных смартфонов, в которых используется своя ОС ClearOS и нет инструментов Google. Кроме наличия уже готового телефона у ClearCellular был и опыт в логистике других практических вопросах, а у господина Финмена — готовность продвигать эти смартфоны как гаджеты для настоящих ценителей свободы слова. Основатель ClearCellular Майкл Пропер сказал, что господин Финмен построил бренд и что его сила в «связях с людьми в сообществах тех, кто ценит свободу».
В гаджеты ClearCellular добавили PatriApp Store, консервативные приложения и обои в цветах американского флага — и стали продавать, назвав Freedom Phone.
По словам господина Финмена, они получили уже 12 тыс. заказов на новый смартфон, тем самым выручка достигает $6 млн.
Правда, неизвестно, сколько от его продаж получит сам молодой бизнесмен. Этот смартфон уже тоже столкнулся с критикой — так, портал о компьютерных технологиях CNET написал, что он «примерно на уровне бюджетного смартфона на Android за $200».
Freedom Phone не первый (и вряд ли самый успешный) пример «консервативных» технологий. Этот сектор называют «альт-тех» (alt-tech), указывая на то, что они являются альтернативой системе традиционных сервисов и соцсетей.
Представители таких компаний, как и Эрик Финмен, критикуют политику технологических гигантов и обещают обеспечить свободу слова, которой, по их мнению, нет на традиционных платформах. Среди таких сервисов — и получившая большую известность после блокировки в январе соцсеть Parler, и другая подобная сеть Gab, и аналог YouTube платформа Rumble.