«Лаборатории — питательная среда для иностранных ученых»
Проректор Высшей школы экономики о программе международного сотрудничества ВШЭ
Высшая школа экономики еще десять лет назад начала создавать международные лаборатории — научные подразделения университета, предусматривающие совместную работу иностранных и российских ученых в разных научных областях. Как научные исследования университета позволили ему выйти на качественно новый уровень, а научным коллективам включиться в глобальную исследовательскую повестку и почему создание таких лабораторий очень выгодно для студентов, рассказала проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич.
— Сама идея создания лаборатории касалась формирования кадрового ядра. Простая на первый взгляд идея очень многогранна, а ее реализация многое может дать университету в длительной перспективе, ведь мы планировали приглашать к работе над научными проектами в разных областях ученых с мировым именем, чтобы эти специалисты помогли создать и укрепить внутри университета научную школу и обеспечить в дополнение к академической мобильности и «домашнюю интернационализацию». Создание лабораторий очень обогатило и образовательный процесс, всесторонне интегрировав Вышку в глобальное международное пространство.
— Первые два проекта первые несколько лет поддерживались министерским грантом, а затем — за счет средств университета. Что представляли собой эти проекты? Это были две лаборатории из очень разных дисциплин. Работа одной из них касалась алгебраической геометрии. Напомню, что математические традиции в нашем университете были сильны всегда, и создание этой лаборатории лишь укрепило их: в работу этой лаборатории были вовлечены и студенты, и аспиранты Вышки. Вторая лаборатория — это лаборатория сравнительных социальных исследований. Среди приглашенных нами ученых были лауреат Нобелевской премии Эрик Маскин, лауреат Филдсовской премии А. Ю. Окуньков, профессор Института математических наук имени Куранта Нью-Йоркского университета (США) Федор Алексеевич Богомолов; профессор Университета Мичигана (США) Рональд Инглхарт (ныне покойный), профессор Национальной школы мостов и дорог (Франция) Жак-Франсуа Тисс, профессор Университета Майами (США) Людмил Кацарков, профессор Университета Гронингена (Нидерланды) Ивонне Бастиаансе, профессор Университета Джорджа Мейсона (США) Джон Най, профессор Университета Миссури (США) Кеннон Шелдон, профессор Джорджтаунского университета (США) Майкл Шелдон Дэвид-Фокс, профессор Университета Ратгерс (США) Лев Иоффе, профессор Эколь Политекник (Франция) Эрик Мулен и многие другие.
— Есть, например, Центр языка и мозга, его сотрудники на базе ряда научных и медицинских учреждений ведут работу по созданию и внедрению протоколов интраоперационного картирования речи с целью выявления значимых для речи участков мозга и их последующего сохранения, а также инструментов ранней диагностики речевых и когнитивных расстройств у детей. Все эти инструменты нацелены на выявление речевых нарушений или слабостей, вызванных различными причинами — родовыми травмами, генетической предрасположенностью, черепно-мозговыми травмами и др. Так, тест КОРАБЛИК («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций») позволяет комплексно оценивать речевые навыки на всех уровнях языка у детей с 3 до 11 лет. Другой тест — ЗАРЯ («Звуковой анализ русского языка») — ориентирован на выявление трудностей звуковой обработки, лежащих в основе нарушений чтения (дислексии). Есть еще и лаборатория алгебраической геометрии и ее приложений, лаборатория матфизики, лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм.
Руководители математических лабораторий сыграли большую роль в продвижении идеи проведения в России Международного математического конгресса в 2022 году (будет проводиться в Санкт-Петербурге). Это не все. Исследователи международной лаборатории микрофизиологических систем разработали программу, позволяющую строить сеть внутриклеточных взаимодействий раковых клеток, и выявили ключевые молекулы, отвечающие за метастазирование рака молочной железы. На первом этапе с помощью машинного обучения была построена и программно реализована математическая модель, позволяющая строить сети взаимодействий микроРНК, их мишеней и факторов транскрипции. В отличие от других программ, созданная исследователями разработка позволяет интегрировать различные источники данных. Они включают в себя как базы данных взаимодействий, так и профили экспрессии рассматриваемых молекул — например, в реальных опухолях. Воспользоваться программой может любой желающий. Затем, используя сеть взаимодействий рака молочной железы, авторы исследования выявили важнейшие молекулы, участвующие в процессе метастазирования рака молочной железы.
— Во-первых, появилось очень много статей в международном соавторстве и их количество (и качество!) продолжает расти, в том числе чаще стали выходить статьи российских ученых в соавторстве с иностранными коллегами.
Во-вторых, мы выращиваем в университете научные школы. Известный ученый и его иностранные коллеги приезжают в наш университет и проводят тут несколько месяцев в год, что дает возможность за несколько лет вырастить внутри университета конкурентоспособных на мировом уровне молодых ученых, которые, работая в лаборатории, получают возможность быть в курсе запросов глобальной повестки в будущем становиться частью глобальной науки.
В-третьих, лаборатория обязательно станет значимой на мировом рынке научных исследований, и, как следствие, она станет точкой притяжения новых ученых из многих университетов мира, даже может стать площадкой для дискуссий в виде семинаров, круглых столов и пр. С появлением лабораторий ВШЭ стала площадкой, на которой коллеги из других стран могут проводить лабораторные эксперименты — например, в области психологии, экономики, биологии и других.
Сегодня в университете проводят научные исследования 50 международных лабораторий и два центра передовых исследований с участием ведущих зарубежных ученых. Сеть международных лабораторий охватывает все кампусы НИУ ВШЭ (43 лаборатории проводят свои исследования в Москве, четыре лаборатории — в Санкт-Петербурге, две — в Нижнем Новгороде и 1 — в Перми). Десять международных лабораторий НИУ ВШЭ созданы на средства мегагранта правительства Российской Федерации в соответствии с постановлением №220, и 40 международных лабораторий организованы по инициативе НИУ ВШЭ по результатам пяти проведенных внутренних конкурсов. Работают более 1 тыс. научных сотрудников, 80% — до 40 лет, 47% — студенты и аспиранты, 2020 год — опубликовано 990 статей в изданиях, индексируемых в WoS / Scopus, 24 кандидатские защиты, четыре докторские защиты.
— Нет, мы не планировали никого сдерживать, да это сделать почти невозможно, ведь, как правило, люди будут работать там, где им предложат лучшие условия для работы и научного развития. Мы стараемся обеспечить нашим ученым такие условия, и иностранные специалисты теперь являются нашими частыми гостями. Если посмотреть на программу международного рекрутинга, действующую более десяти лет в нашем вузе, к нам приезжают преподаватели из разных стран мира. Наличие лаборатории — один их факторов привлекательности для иностранных ученых, их питательная среда.
— Изначальная модель нашей работы с иностранным ученым предполагала несколько месяцев очной работы с нами в год и постоянное взаимодействие в переписке, визитах наших сотрудников в его университет. Но началась пандемия, и многие ученые не смогли приехать в Россию и не могут даже сейчас, несмотря на то что ряд стран смягчили ограничения. Онлайн-взаимодействие в итоге оказалось плотным, потому что работа в комфортных условиях идет намного плодотворнее. В качестве мотивации участия ведущих ученых в проектах международных лабораторий и работа над новым интересным проектом, возможность построения научной школы в России. Для ряда ученых основным стимулом к работе в Вышке (особенно это касается математического направления) стало наличие у нас талантливой молодежи, способной перенять сложные научные знания. Для кого-то, как, например, для Л. Кацаркова, работа в России воспринимается как «возвращение долга», поскольку профессор Кацарков, выпускник мехмата МГУ, очень благодарен России за то образование, которое он смог получить.
— В наших лабораториях занято более 1 тыс. сотрудников, половина из которых — это студенты, аспиранты и молодые исследователи. Мы намеренно создаем должности стажеров-исследователей, чтобы помочь студентам встать на первую ступеньку академической лестницы и получить возможность дальше по этой лестнице продвигаться. За несколько лет обучения каждый студент нашего вуза должен получить проектный опыт в ходе обучения, вне зависимости от того, научным проектом или индустриальным он занимается. Каким проектом заниматься, предстоит решить самим студентам. Мы, со своей стороны, демонстрируем им, что оба направления — и фундаментальная наука, и прикладные исследования — неразрывно связаны и важны для общества. Можно быть успешным в любом из них, а вариативный опыт только приветствуется.